Бюджетирование

Бюджетирование — процесс составления, исполнения, контроля и анализа исполнения бюджетов организаций. Бюджет — это план доходов и расходов в денежном или натуральном выражении, который составляют на нужный период.

Бюджетирование помогает предсказывать результаты деятельности компании. Главная цель бюджетирования — повысить эффективность работы компании на каждом этапе.

Грамотно составленные бюджеты помогают:

  • планировать и контролировать доходы и расходы компании, её отдельных направлений или продуктов;
  • эффективно распределять и использовать ресурсы — финансовые, материальные, трудовые;
  • вовремя исполнять обязательства компании — например, рассчитываться с поставщиками, платить кредиты, налоги, зарплаты сотрудникам;
  • предупреждать кассовые разрывы — ситуации, когда денег на счетах компании не хватает для погашения текущих расходов. Такое может возникнуть, например, при работе по предоплате или с отсрочкой платежа;
  • координировать действия самостоятельных подразделений компании;
  • контролировать достижение поставленных целей. Для этого сравнивают планы компании и их фактическое исполнение и выясняют причины их расхождений.

 

Описание основных объектов подсистемы «ИТАН: Бюджетирование»

«Классификатор аналитик»

Служит для определения и настройки аналитических разрезов показателей бюджетирования, т.е. определяет в чем будет планирование. В качестве видов аналитики могут выступать такие классификаторы как: ЦФО, Проекты, Контрагенты, Виды номенклатуры, Бюджетные статьи и любые другие аналитики.

Также справочник “Классификатор аналитики” содержит конкретные значения аналитики, для использования их при бюджетировании. Справочник классификаторов поддерживает возможность загрузки данных из Excel. В качестве базового справочника для каждого вида «Классификатора аналитики» можно выбрать любой справочник исходной конфигурации, с поддержкой автоматической синхронизации элементов.

 

«Бюджетная модель»

В подсистеме «ИТАН: Бюджетирование» возможно одновременное применение нескольких моделей бюджетирования, например одна модель для торговой организации, другая для строительной. Бюджетная модель – совокупность настроек подсистемы “Бюджетирования”, описывающая модель планирования доходов и расходов, активов и обязательств компании. Бюджетные модели могут быть реализованы, как и комплексные (Натуральные и расчетные, финансовые бюджеты), так и универсальные (сразу формируется БДР и БДС). Для каждой бюджетной модели индивидуально настраивается:

  1. Используемые виды аналитики;
  2. Показатели бюджетирования;
  3. Виды бюджетных ордеров (бюджетных форм);
  4. Бюджетная структура;
  5. Проведение по бюджетному плану счетов.


 

Документ «Бюджет»

На каждый период бюджетирования оформляется документ “Бюджет”, открывая, тем самым, очередной бюджетный процесс.

Документ “Бюджет” определяет структуру бюджетных ордеров. “Бюджет” имеет фиксированное количество документов, заданное в структуре бюджета при настройке.

Непосредственная работы пользователей с данными бюджетирования осуществляется при помощи документов “Бюджетный ордер”. Документ “Бюджетный ордер” предназначен для подготовки бюджетных данных – таблиц бюджетных показателей в необходимых аналитических разрезах. Доступ к бюджетным ордерам выбранной бюджетной модели, без применения регламента формирования бюджета, осуществляется через специальный журнал, для которого задается необходимые права доступа (по центрам ответственности или элементам бюджетной структуры), а при применении подсистемы “Регламента документов” через специальное рабочее место “Визирование” используя маршруты согласования бюджетных ордеров.

 

Документ «Бюджетный ордер»

Бюджетные ордера – это документы, в которых выполняется заполнение бюджетных показателей и проведение по бюджетному плану счетов. Бюджетный ордер может содержать одну или несколько закладок с таблицами данных, каждая из которых содержит несколько бюджетных показателей. Можно использовать неограниченное количество бюджетных ордеров.

 

Примеры бюджетных ордеров:

  1. Бюджет продаж;
  2. Объем потребляемого сырья;
  3. Бюджет производства продукции;
  4. Бюджет закупок;
  5. Бюджет поступлений от продаж;
  6. Бюджет ФОТ;
  7. Бюджет движения денежных средств;

 

Функционал подсистемы может быть интегрирован с любой используемой на предприятии базы данных «1С: Предприятие», не “ломая” объекты исходной конфигурации.